В следующем году дефицит молока усугубится

Опубликовано: 10 марта 2015

Генеральный директор ЗАО «Агриконсалт» Андрей Голохвастов в беседе с корреспондентом Agro.ru подвел итоги нынешнего года и сделал свой прогноз на следующий. 

- «Агриконсалт» разрабатывает бизнес-планы для компаний, связанных с сельским хозяйством. С какими трудностями в основном,сталкиваетесь? 

- Настоящей проблемой для нас в разработке бизнес-планов является нестабильность поддержки со стороны власти. Дело не в том, что ситуация с финансированием ухудшается, дело в том, что поддержка не всегда является понятной для инвесторов. Ряд наших клиентов столкнулись с ситуацией, когда субсидии то дают вовремя, то они уже 1,5 года не могут их получить. Наша компания делает бизнес-планы на 8-10 лет вперед, поэтому инвесторам на этот период времени надо знать, что их ждет и на что они могут рассчитывать. 

- На что в первую очередь ориентируются банки, давая предприятию кредит? На бизнес-план или на что-то еще? 

- С нашей точки зрения, очень важно иметь хороший бизнес-план и концепцию проекта. Пока банки больше смотрят на финансовое положение заемщика. Знаю из своей практики, многие банки не раз обжигались на этом, ведь предприятия, бравшие у них кредиты, через какое-то время становились банкротами. Сейчас уже некоторые банки начинают ориентироваться на мировой опыт и все больше смотреть на то, как глубоко проработан проект. Я считаю, что это правильно. 

- Андрей, подведите итоги года. Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию в молочной отрасли? 

- Год был очень тяжелый, но я не думаю, что это связано с введенными против России санкциями. Есть определенные сложности с финансированием, сейчас его сложнее получить. Еще сказалась нестабильность со стороны господдержки, то есть субсидирование, то оно замедляется. Инвесторы не знают, что их ждет, и испытывают некую нервозность. В связи с этим количество проектов в молочной отрасли снизилось. Тем не менее, часть проектов успешно развивается. Я считаю, что Дмитрий Медведев сказал очень точную фразу, которая может охарактеризовать нынешнюю ситуацию на рынке, «процесс инвестирования замедлился, но не прекратился». 

- Каков ваш прогноз на следующий год? 

- Я думаю, что будет легче. В начале следующего года должны погасить все задолженности по кредитам. С другой стороны, я ожидаю, что дефицит молока усугубится. Мы много работаем с регионами, и там большое внимание уделяется созданию семейных молочных ферм. Да, эта программа поддерживается на уровне Минсельхоза, но в ней тоже существуют свои трудности. Представим такую ситуацию - фермер завел 20 коров где-то в глубинке, куда ему деть молоко? Здесь в Подмосковье фермер может гордо выставить табличку «фермерское молоко» и продать его по высокой цене. А в какой-то деревушке, например, в Удмуртии, кому оно будет нужно? К сожалению, об этих проблемах заранее никто не думает. 

http://agro.ru/

"Круглый Год" в борьбе за рентабельность

Опубликовано: 30 января 2015

«Особенностью организации тепличного производства в России является высокая доля импортной составляющей,— говорит Андрей Голохвастов, генеральный директор ООО «Агриконсалт»,— основная часть инвестиционных затрат приходится на продукцию европейских производителей — оборудование, конструкции». По его словам, многие инвесторы, планировавшие вложиться в создание тепличных комплексов, временно заморозили свои проекты в Ленинградской области из-за курсовой волатильности, высоких процентов по кредитам и общей макроэкономической нестабильности. Андрей Голохвастов отметил, что трудности существуют и у крупных тепличных комплексов — из-за возросших операционных расходов.

Полная версия статьи (16-17 стр.)

 

Банкир Николай Шамалов собирается вложить 1 млрд рублей в производство говядины в Карелии

Опубликовано: 17 декабря 2014

Совладелец банка "Россия" и давний соратник президента Владимира Путина Николай Шамалов планирует развивать сельское хозяйство в Карелии. По информации "ДП", он инвестирует около 1 млрд рублей в создание животноводческого комплекса по выращиванию коров мясного направления. Согласно СПАРК, в этом году банкир уже зарегистрировал ООО "Новое" в Карелии, основным видом деятельности которого является сельское хозяйство. 

Коровы на миллиард

Николай Шамалов — соучредитель знаменитого кооператива "Озеро" и владелец 10,3% акций АБ "Россия". Вместе с основным акционером АБ "Россия" Юрием Ковальчуком он попал в санкционный список ЕС и США.

В Ленобласти Николай Шамалов уже построил ООО "Яровое" в Приозерском районе, которое тоже специализируется на разведении коров мясных пород. Как сообщал "ДП", объем инвестиций в комплекс мощностью 1 тыс. голов составил более 300 млн рублей. В Карелии проект будет масштабнее. Там планируется ферма на 2 тыс. коров с собственной кормовой базой и объемом инвестиций в 1 млрд рублей. Это позволит производить около 1 тыс. т мраморной говядины в год, подсчитали эксперты. На территории Лахденпохского района сейчас ведется оформление земель, выбрана площадка под строительство комплекса. Другие проекты Николая Шамалова с сельским хозяйством не связаны. В 2012 году совместная компания бизнесмена и Геннадия Тимченко "Авиа групп Норд" приобрела здание терминала для частных самолетов в Пулково–2. Терминал для приема бизнес–авиации в Пулково–3 также связывают с Николаем Шамаловым.

Ранее банкир был совладельцем Выборгского судостроительного завода.

Нужный инвестор 

В ЗАО "Михайлов и партнеры", которое занимается сопровождением проектов банка "Россия", запрос "ДП" проигнорировали. Зато в администрации Карелии информацию подтвердили. "Мы заинтересованы в таких инвесторах, — передал через пресс–секретаря глава республики Александр Худилайнен.

"Мраморная говядина - дорогостоящий продукт, скорее всего рынком сбыта будет Санкт-Петербург", полагает гендиректор ЗАО "Агриконсалт" Андрей Голохвастов. По его словам, выход инвестора в Карелию связан с тем, что для такого предприятия нужно около 4 тыс. га земли. В Ленобласти такие площади есть только в удаленных районах.

 

http://www.dp.ru/

Белоруссия теряет «молочные» позиции на Северо-Западе

Опубликовано: 06 февраля 2014

Возможно, представители белорусского посольства проводят совещания с торговлей не зря, потому что белорусские молочные товары могут потерять свои позиции на рынке. При этом приоритетным направлением у союзной страны может остаться экспорт сухого молока.

«Их доля на рынке будет уменьшаться, это в первую очередь последствия вступления России в ВТО», — считает главный редактор отраслевого портала dairynews Михаил Мищенко. Он поясняет, что в сейчас белорусские производители занимают лидирующие позиции в нескольких секторах: по сырам (не менее 50% от всего импорта сыров), маслу (50% импорта масла), а также по сухому молоку.

Сейчас же, после вступления России в ВТО, иностранные производители могут более активно выходить на российский рынок и потеснить нынешних игроков. А белорусам стоит опасаться конкуренции с «молочниками» из Новой Зеландии, США и Европы, которые начинают активно поставлять свою продукцию на международный молочный рынок, в том числе, и в Россию. В данной ситуации белорусские компании могут «играть» только ценой, но и это преимущество они утрачивают из-за вступления нашей страны в ВТО, считает Михаил Мищенко.

«Белорусские молочные продукты составляют серьезную конкуренцию для производителей Северо-Запада, причем в основном за счет цены. По качеству местная продукция нисколько не уступает белорусской. Белорусы могут держать низкие цены, поскольку получают значительную поддержку от своего государства, дотации и субсидии у них намного больше, чем у российских производителей», — полагает генеральный директор одного из крупнейших производителей молока и молочной продукции в Ленобласти, ЗАО «Приневское», Мухажир Этуев.

Правда, другие участники рынка отмечают, что белорусские производители могут потерять свою долю в первую очередь на рынке сырого молока. «Переработчики на Северо-Западе закупают сырое белорусское молоко, но ее доля не слишком велика. Белорусы могут потерять этот рынок, поскольку не так давно их власти приняли решение максимально снизить экспорт сырого молока», — говорит председатель совета директоров холдинга «Галактика» Игорь Дю.

По его мнению, говорить о засилье белорусских молочных продуктов в петербургской торговле нельзя. «Если брать крупные торговые сети, то у них очень большой ассортимент, белорусы там не преобладают. Скорее они составляют конкуренцию местным заводам в небольших несетевых магазинах формата «около дома», за счет того, что их продукция дешевле брендированной отечественной», — говорит Игорь Дю.

Представители федеральной сети гипермаркетов "О'Кей" добавляют, что белорусские производители в РФ работают через российских партнеров дистрибьюторов, собственная дистрибуция на территории России у них развита слабо. Кроме того, белорусским продуктам трудно конкурировать с российским производителем и продукцией из Прибалтики.

С этим согласен и генеральный директор консалтинговой компании «Агриконсалт» Андрей Голохвастов. «Как показал анализ ассортимента петербургских магазинов, в федеральных сетях белорусской продукции сейчас не так много, скорее ее больше в несетевой торговле. Причем часть белорусской брендированной продукции недешевая, но при этом достаточно качественная», — поясняет он.

Ряд экспертов указывает на то, что разница между белорусской и российской брендированной продукцией составляет по разным ассортиментным позициям 1–3 рубля. Причем на фоне роста курса доллара и евро отдельные товарные позиции белорусской «молочки» начали дорожать, прежде всего в сетевых магазинах.

«В нашей сети из белорусской молочной продукции продается «Савушкин продукт" и сыры. Продукция пользуется устойчивым спросом и имеет стабильное качество, можно сказать, что наблюдается рост потребления. При этом иногда цены на продукцию - выше среднего по рынку за аналогичные продукты других производителей. Редко, но бывает, что продукт из Белоруссии не соответствует нашим требованиям к качеству и информации, нанесенной на товар для потребителей», - сообщили "Телеграфу" в пресс-службе сети «О' Кей».

«Что касается поддержки правительством Белоруссии своих экспортеров, то, возможно, роль государства не только — и не столько — в дотациях, сколько в целенаправленной поддержке экспорта и ориентированности на него», — говорит Андрей Голохвастов.

Он также считает, что вступление в ВТО не отразится на импорте белорусских молочных товаров. «Тут больше играют роль состояние экономики Белоруссии и отношения обеих стран. По другой импортной продукции возможно ее увеличение, но не за счет ВТО, а за счет отмены квот и увеличения производства продукции в развитых странах. Впрочем, многое будет зависеть от экономики — сейчас евро вырос к рублю более чем на 10%, и это не способствует росту конкурентоспособности. Поэтому корректный прогноз сделать крайне сложно», — рассуждает Андрей Голохвастов.

По данным Белстата, за девять месяцев 2013 года объемы импорта белорусской молочной продукции в Россию в пересчете на молоко превысили 4 млн тонн. В то же время поставки цельномолочной продукции уменьшились до уровня 207 тыс. тонн (на 4,9% меньше, чем за девять месяцев 2012 года). Белорусскими производителями поставлено в Россию 50 тыс. тонн сливочного масла (минус 20,4%). По остальным молочным позициям поставки увеличились. Так, объемы импорта из Белоруссии сухого обезжиренного молока увеличились на 49,2% до 74 тыс. тонн, сухого цельного молока — на 77,9% до 32 тыс. тонн. Объемы поставок белорусских сыров в январе–сентябре 2013 года остались на уровне аналогичного периода 2012 года — 103 тыс. тонн, свидетельствуют данные Белстата.

© DairyNews.ru

Молоко по кингисеппски

Опубликовано: 30 января 2013

Концерн "Детскосельский" вложит 600 млн рублей в строительство нового молочного комплекса на 1200 голов коров в Кингисеппском районе. "Там уже есть предприятие концерна "Агро–Балт", однако его мощности устарели. Рынок требует продукцию высокого качества. Для этого нужна реновация производства", — рассказал директор по коммуникациям концерна Илья Косухин.

На 18 га расположатся два коровника, доильно–молочный блок. Рядом планируется строительство родильного отделения и двора для молодняка. Сейчас на предприятии 1550 коров, но их количество увеличат до 2 тыс. После запуска проекта объем производства возрастет на 4 тыс. т в год и составит 18 тыс. т в год.

«Детскосельский» — один из крупнейших агрохолдингов на Северо-Западе. 33 % акций принадлежит известному бизнесмену Давиду Трактовенко, еще 62 % — генеральному
директору Юрию Брагинцу.

Сейчас у «Детскосельского» шесть молочных комплексов на 15 тыс. коров (из них 7,6 тыс. — дойные). Объем производства молока составляет 49,2 тыс. т в год. Кроме того, концерн производит мясные полуфабрикаты, растительное масло, овощи, кулинарию. Молоко реализуется переработчикам — «Danone-Юнимилк» и «Галактика», остальная продукция — через 11 собственных магазинов и крупных ретейлеров.

Курс на модернизацию Модернизация позволяет областным предприятиям снизить себестоимость продукции и повысить ее качество. Например, племзавод «Пламя» вложил в реновацию 120 млн рублей. Племзавод «Петровский» вложит в строительство новой фермы 280 млн рублей. «Рапти» планируют за 140 млн рублей построить роботоферму.

«Современные технологии позволяют решать вопросы нехватки персонала», — говорит генеральный директор «Агриконсалта» Андрей Голохвастов.

Переработчики молока, в свою очередь, стараются размещать предприятия поближе к производителям. Например, совладельцы «Галактики» Максим Иванов и Игорь Дю открыли в Кировской области завод «Галактика- Вятка» (оборудование обошлосьв 2 млн евро).

Чтобы выжить
Вступление в ВТО и нарастающая конкуренция позволят выжить только крупным предприятиям, производящим качественную продукцию, говорят бизнесмены. Правительство РФ будет поддерживать отрасль только первые 5 - 7 лет.

«Сейчас, например, за литр молока высшего сорта производители будут получать дотацию в размере 1,5 рубля. До 2018 года им будут частично гасить процентную ставку по кредиту. Так что к этому времени сельхозпроизводителям нужно успеть провести модернизацию», — резюмирует глава филиала Россельхозбанка по Петербургу и Ленобласти Дмитрий Истюфеев.

Ленобласть. «Детскосельский» увеличит производство молока, построив новый животноводческий комплекс. Модернизируя мощности, бизнес готовится к работе условиях ВТО.

Деловой Петербург