Форум, которого ждёшь

Опубликовано: 21 августа 2014

C 3 по 5 июня 2014 года в Москве состоялся 2-й ежегодный Форум Института Адама Смита «Агробизнес в России».

 

Форум открыл семинар «На пути к эффективному крупному сельскохозяйственному производству в России», где в течение всего дня Саймон Баутон, директор по сельскому хозяйству агрохолдинга «Трайгон Агри» (Trigon Agri), делился своим богатым практическим опытом с участниками семинара. 

ГМО: быть или не быть

Опубликовано: 04 апреля 2014

Споры о вреде употребления ГМО не утихают. В ответ на Постановление правительства N 839, принятого 23 сентября 2013, которое разрешило сеять генномодифицированные зерновые в России[1], в марте  2014 года группа депутатов Госдумы представила в правительство законопроект, запрещающий любое использование содержащих ГМО продуктов в России.

Обзор российского рынка осетровой икры

Опубликовано: 23 марта 2014

НЕМНОГО ОБ ОСЕТРОВОЙ ИКРЕ
На Руси осетровая икра когда-то была доступным продуктом, особенно на юге страны и в Поволжье. Особым лакомством считалась свежая зернистая икра из осетра и белорыбицы. В наши дни практически в любой стране мира среди множества других деликатесов икра осетровых рыб является символом роскоши и гастрономической утонченности.
Хорошая икра может изготавливаться только из свежего сырья – это первое и главное правило икорного производства. Дело в том, что в кишечнике любой рыбы, в том числе и осетра, белуги или севрюги, живут целые колонии самых разных микроорганизмов, и для того, чтобы сами микробы или продукты их жизнедеятельности (токсины) не попали в икру, разделывать рыбу необходимо только живой.
По сложившейся традиции на всех икорных предприятиях России икру каждого вида рыбы упаковывают в стеклянные банки с крышками определенного цвета. Как правило, в банки с синими крышками упаковывают белужью и стерляжью икру, с желтыми – икру «классических» осетровых, а с красными – севрюжью икру. Икру осетровых также упаковывают в металлические банки с надвигающимися крышками или в герметичные жестяные банки разного объема.
Первое место по питательной ценности занимает самая крупная белужья икра. Икринки достигают в диаметре 2,5 миллиметров, имеют ровный цвет, темно- или серебристо-серый. На втором месте по питательности находится икра осетра, имеющая чуть заметный аромат. Ее зерна помельче, чуть более одного миллиметра в диаметре, а цвет можно сравнить с оттенками бронзы. Далее идет икра стерляди, наиболее мелкая, но не уступающая по своим полезным качествам белужьей.
В отличие от России, где икру осетровых подразделяют лишь по видам рыб, от которых она получена, европейцы каждый вид икры определяют по имени и возрасту. Осетровую икру делят на икру осетра, достигшего двадцатилетнего возраста – «королевская черная», если рыбе больше сорока пяти лет, то ее икра называется Rogen Ossietra, а экземпляры старше восьмидесяти пяти лет дают отливающую золотом икру «империал». Существует золотая икра Golden Caviar, которая имеет золотисто-янтарный цвет. Этот вид икры считается самым деликатесным и редким. Мечет такую икру белуга-альбинос, и происходит это весьма редко, так как альбиносы вообще достаточно редки. Специалисты же в оценке вкусовых достоинств «золотой икры» не приходят к общему мнению. Одни считают, что по своим вкусовым качествами она затмевает все остальные, а другие не видят особых вкусовых отличий и считают основной экзотикой только золотистый цвет.

ПРОИЗВОДСТВО ОСЕТРОВОЙ ИКРЫ
Согласно данным официальной статистики, производство осетровой икры в России в 2012 году составило около 16 тонн, что на 2 тонны (11%) ниже показателя 2011 года (рис. 1).

ris.1

Обзор российского рынка натуральных и фермерских молочных продуктов*

Опубликовано: 23 марта 2014

В мире наблюдается растущий потребительский спрос на натуральную фермерскую продукцию. Вслед за Европой все больше россиян начинают приобщаться к здоровому образу жизни. Соответственно, в последние несколько лет рынок натуральных продуктов в России также активно растет. По данным исследовательской компании Euromonitor International, объем рынка натуральных продуктов в России составляет порядка $ 150 млн. При этом наибольший платежеспособный спрос сосредоточен мегаполисах – в Москве и, в меньшей степени, в Санкт-Петербурге, а также в отчасти в крупных городах с населением свыше миллиона человек и в ряде других меньших городов с высоком уровнем доходов населения.
В отличие от развитых стран, в России понятия «эко», «натуральная», «фермерская», «органическая» продукция только формируются, для покупателей они четко не идентифицированы, ряд поставщиков и продавцов использует их некорректно. Поэтому в данной статье для простоты эти термины используются в качестве синонимов, обозначающих продукцию, воспринимаемую потребителями как более качественную и полезную с точки зрения технологии ее производства, упаковки и продажи.

ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ РЫНКА И КАНАЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Согласно мнению диетологов наиболее полезными качествами обладают молочные продукты, которые произведены недавно, с использованием щадящей тепловой обработки. Они сохраняют полезные бифидобактерии, которые положительно воздействуют на человеческий организм. Альтернативой магазинам, предлагающим массовую продукцию, давно стали продовольственные рынки, на которых можно приобрести свежие молоко, творог, ряженку и другие виды молочной продукции. У многих продавцов за долгие годы сформировался круг постоянных клиентов.
Затем в обычных продовольственных магазинах стали появляться так называемые фермерские отделы, которые предлагают безымянную молочную продукцию, развесную или упакованную весьма незатейливо, и дорогую, брендированную продукцию в привлекательной упаковке. В качестве примеров такой брендированной продукции можно привести ТМ «Наша ферма» (ООО «КМ-Элит», Москва), «Молочная здравница» (ООО «Компания Продвижение», Тверская обл.), «Полезные продукты» (ЗАО «Сернурский сырзавод», Республика Марий Эл) и другие. Широкий ассортимент, как правило, присутствует в супермаркетах премиум-класса: «Азбука Вкуса», «Глобус-Гурме» в Москве и «Лэнд-24» в Санкт-Петербурге.
Активно развиваются и сетевые проекты, предлагающие разнообразные молочные продукты, срок хранения которых не превышает пяти дней. Первопроходцем на данном рынке стала московская сеть «Избенка» – небольшие магазинчики с широким ассортиментом молочной продукции, включающим помимо традиционных продуктов ацидофилин, бифилайф, варенец, кумыс. «Избенка» стала своего рода посредником между покупателями и небольшими региональными молокозаводами, продающими продукцию под своей маркой. В настоящее время сеть работает более чем с 20 поставщиками из десяти регионов России – Смоленской, Калужской, Орловской, Тверской, Тамбовской и других областей.
Продукция доставляется ночью на машинах с холодильным оборудованием в два распределительных центра, откуда развозится по торговым точкам. Темпы роста сети впечатляют: если на конец 2009 года компания насчитывала всего пять магазинов, то на конец 2012-го в Москве и ближайшем Подмосковье работало уже порядка 130 объектов.

В России не хватает мощностей для хранения зерна

Опубликовано: 01 ноября 2013

По данным Росстата, вместимость хранилищ зерна (элеваторы, ХПП, ККЗ, мелькомбинаты, склады хозяйств) в РФ около 118 млн. тонн  – формально это больше, чем прогнозируемые в 2013 году объемы сбора зерна (90 млн. тонн) и даже больше рекордного урожая 2008 года (108 млн. тонн). Но 66 млн. тонн общих мощностей приходится на емкости сельхозпроизводителей, 70% которых, в свою очередь, представляют собой склады и амбары, построенные в 50-70-х годах. В таких условиях невозможно качественное хранение, в частности, теряется 10-20% помещенного зерна. А индустриальные мощности (собственно элеваторные) сильно изношены.

 

По разным данным, износ элеваторного оборудования составляет до 70%, к тому же большинство элеваторов не отвечают современным логистическим и технологическим требованиям. В результате этого на таких предприятиях тариф на сушку и подработку зерна выше, чем на новых элеваторах. Дополнительная сложность – это то, что около 25% от имевшихся ранее объездных железнодорожных путей, на элеваторах и ХПП, на сегодняшний день не функционируют (по данным опроса 270 предприятий в рамках исследования ГК «Агриконсалт»).

Подкатегории