Объем производства овощей закрытого грунта в сельскохозяйственных организациях России в 2016 году составил 814 тыс. тонн (+14% к 2015 г.). Основную часть по-прежнему составляют огурцы – 524 тыс. тонн (+10% к
2015 г.) и томаты – 250 тыс. тонн (+17,6% к 2015 г). Если огурцы почти полностью выращиваются в закрытом (защищенном) грунте, то томаты – только примерно на 60%.
На подъёме
Во времена перестройки значительная часть промышленных теплиц пришла в упадок. Низкая производительность и энергоэффективность, при одновременном росте цен на энергоносители, снижение дотаций, гиперинфляция, падение уровня жизни населения привели к проблемам в деятельности многих тепличных комбинатов.
После кризиса 2010-2012 годов, бурного роста импорта, сделавшего отечественное производство неконкурентоспособным, тепличный бизнес в России в 2013-2016 гг. пережил подъем – валовой сбор тепличных овощей увеличился на 42%.
Валовой сбор увеличился не только благодаря увеличению площади, но и росту урожайности.
Рост же урожайности является следствием ввода в эксплуатацию новых, современных теплиц с высокой урожайностью: по томатам около 50-60 кг/кв.м (без досвечивания), до 90 кг/кв.м с досвечиванием; по огурцам – 100-140 кг/кв. м (с досвечиванием). Урожайность тепличных овощей в России не самая низкая. Например, в Испании, крупном экспортёре овощей, она существенно ниже – но там и климат другой, и технологии отличаются.
Еще 10 лет назад промышленное производство мяса индейки в России было не развито. На рынке встречалась в основном замороженная продукция из Бразилии и стран ЕС. В середине 2004 года ГК «Евродон» приступила к созданию в Ростовской области первого в стране крупного промышленного комплекса по выращиванию и переработке индейки.
Основные игроки рынка
Производство мяса птицы в целом с 2006-го по 2016 год увеличилось с 1632 до 4552 тыс. т (в 2,8 раза). Опережающими темпами растет рынок индейки – за анализируемый период ее производство в убойном весе увеличилось с 28,2 тыс. т до 226 тыс. т (в 8 раз), а доля в российском объеме производства мяса птицы в 2016 году составила 5%.
Рисунок 1. Динамика производства мяса индейки, 2006–2016 гг., тыс. т
Источник: GRC, Agrifood Strategies, https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/03/14/681014-damate-krupneishim-indeiki
В структуре производителей, по данным компании ИМИТ, 98,5% занимают сельскохозяйственные организации, 1,5% приходится на ЛПХ и КФХ. Производителей индейки можно классифицировать следующим образом.
Стремясь обеспечить загрузку своих мощностей, птицеводы Северо-Запада уже ищут выходы на рынки Китая и мусульманских стран
В последние несколько лет на территории Северо-Запада произошло закрытие ряда птицеферм в Архангельской и Мурманской областях, что привело к снижению поголовья птицы в регионе. В первом полугодии этого года эта тенденция распространилась уже на восемь из одиннадцати субъектов Северо-Западного федерального округа, следует из данных исследовательской компании «Грифон-Эксперт». Прежде всего, округ тянут вниз Ленинградская и Новгородская области, на которые приходится порядка 75% поголовья птиц Северо-Запада.
Снижение поголовья птиц в свою очередь негативно сказалось на объемах производства птицы, которое пошло вниз. По итогам первого полугодия 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го темпы прироста птицы на убой замедлились. Одним из немногих исключений из этого правила стала Ленинградская область, где наблюдается небольшая положительная динамика в производстве птицы в первом полугодии 2016 года (по сравнению с первым полугодием прошлого года прирост составил 1,4%). В этом отношении регион находится в русле федеральных тенденций – объем производства птицы в стране вырос с 3,8 до 4,1 млн тонн.
Сейчас на рынке наблюдается разрыв между объемом выпуска птицы и ее потреблением. «Сегодня по птице ситуация на рынке наиболее сложная. Мы оцениваем перепроизводство на уровне 300-500 тыс. тонн в год. И, к сожалению, пока производство растет. Уже не такими большими темпами, но следующие 12 месяцев на рынке добавится еще 200 тыс. тонн», – говорит генеральный директор группы «Черкизово» Сергей Михайлов.
Важным фактором образования излишков продукции стал спад потребительского спроса. В этих условиях даже курятина, как самое дешевое мясо, оказалась менее востребованной населением, чем раньше.
«Перепроизводство на рынке птицы и яиц не говорит, что мы производим продукции больше, чем надо. В целом в России мы так и не вышли на нормы производства на душу населения, которые соответствуют медицинским нормам. Дело в том, что покупательная способность населения падает и перепроизводство фиксируется на фоне снижения потребления», – объясняет председатель совета директоров ООО «Леноблптицепром» Юрий Трусов.
Таким образом, внутренний рынок перестает быть источником роста для птичников. По оценке компании «Агриконсалт», отечественное производство уже практически на 100% покрывает потребности рынка мяса птицы. Так, в прошлом году доля импорта составила чуть более 5%.
В этих условиях, чтобы быть на плаву, производителям птицы необходимо расширять присутствие на экспортных рынках, захватывая новые ниши. Примером перспективного для птичников направления может служить Китай, где существует спрос на весьма экзотическую для России продукцию. В Поднебесной, как и в странах Юго-Восточной Азии, изысканным деликатесом считаются куриные лапки. Только китайский рынок ежегодно потребляет порядка 240 тыс. тонн куриных лапок, а цены на них в Поднебесной на 25-30% превышают российские. Жители азиатских государств используют куриные лапки при приготовлении национальных блюд: их варят, обжаривают, тушат, готовят под соусом с тыквой и национальными специями, а также вялят, готовят в кисло-сладком соусе или карамели для продажи в супермаркетах как снэки.
К слову, этот сегмент постепенно входит в зону внимания инвесторов. На прошлой неделе стало известно о том, что в одном из фермерских хозяйств Ленинградской области намерены полностью сконцентрироваться только на куриных лапках. Кроме того, в Ленинградской области сейчас прорабатывается проект по созданию производства куриных лапок, технологическая цепочка которого включает их переработку, сообщили «Эксперту С-З» участники рынка.
Спрос на такую продукцию огромен, но выходить на этот рынок рационально, лишь имея значительные объемы, не доступные фермерским хозяйствам. Иначе высокой маржинальности бизнеса не добиться, предупреждают эксперты.
Другой интересной для российских птичников экспортной нишей становится производство халяльных продуктов (специальная линейка мяса птицы, не нарушающая исламских пищевых запретов). Рынками сбыта для такой продукции являются Саудовская Аравия, Пакистан, Индия, Малайзия и Индонезия. Вместе с тем при выходе в этот сегмент стоит учитывать культурные особенности этих стран: первые договоренности о совместных проектах здесь достигаются после трех-четырех лет постоянных встреч и переговоров. «В Северную Африку некоторые наши компании уже пришли, но неофициально. Для многих это является подушкой безопасности, возможностью распределить рынки. Есть интересные ненасыщенные рынки Малайзии, Филиппин, Индонезии», – рассуждает президент ООО «Агроспром», президент Евразийской ассоциации птицеводов Сергей Шабаев.
Вместе с тем работа российских игроков в этой нише осложняется отсутствием единой системы сертификации. Халяль представляет собой сложную технологию выращивания птицы «под ключ», в которой имеет значение, какие кормовые добавки получает птица, содержится ли жир или мясокостная мука в оболочке витаминов. Пока производители во всех этих тонкостях не разберутся, а представители закупщиков, регулярно приезжающих в страну с инспекцией, не поверят в высокое качество отечественной продукции, масштабный выход на халяльный рынок российским компаниям будет закрыт.
Выпуском халяльной продукции в стране занимаются Ярославский бройлер, Акашинская фабрика, Аксайская птицефабрика, прошедшие аттестацию международных сертификаторов. В настоящий момент в их число пытаются войти новые компании, включая «Леноблптицепром». «Сейчас мы работаем над сертификацией «Леноблптицепрома», фабрики по производству перепелов. Уже трижды приезжала инспекция, недочеты еще устраняются – это не быстрый процесс», – рассказывает Сергей Шабаев.
Тем временем для фермерских хозяйств эксперты считают выходом из положения освоение небольших рыночных ниш. Такой стратегии придерживается птицеводческое хозяйство «Гуси-лебеди» (Приозерский район, Ленинградская область), которое помимо кур и индюшек разводит гусей линдовской породы, уток пекинской, башкирской цветной, черной белог- рудой пород, а также работу с другими видами птиц: фазанами, павлинами, лебедями. Тогда как на ферме «Страусиный хутор» (Всеволожский район, Ленинградская область) специализируются на разведении черного африканского страуса. В число их продуктов входит страусиное мясо, кожа, жир (а также изготовленные на его основе крема), яйца и скорлупа страусиных яиц и страусиные перья.
На рынке яиц и яйцепродуктов показатели производства на протяжении последних трех лет находятся примерно на одном уровне, говорится в материалах компании «Агриконсалт». При этом потреблению яиц расти больше некуда. Россия уже вышла на самообеспечение по яйцам, импортируя только продукты его переработки вроде яичного порошка и сухого желтка. Это является тревожным сигналом для Ленобласти, вот уже 15 лет подряд опережающей по производству яйца другие регионы.
По прогнозу компании «Агриконсалт», в ближайшие пять-десять лет востребованным сегментом рынка станет производство продуктов яйцепереработки для пищевой промышленности. Однако участники рынка пока не горят желанием вкладываться в переработку яйца. Объясняется это тем, что производство натурального яйца получается более выгодным, чем выпуск яичных продуктов. По оценке компании «Роскар», рентабельность переработки яйца составляет не более 3-7%, тогда как рентабельность производства яйца в скорлупе является более высокой.
Несмотря на это, в настоящий момент можно говорить, что рынок яиц попал в довольно затруднительное положение. Моментом истины для него традиционно выступает период Пасхи. Рентабельность игроков рынка в этот период достигает 25%. Это позволяет им создать подушку безопасности на весь год, в остальные месяцы, работая практически «в ноль». Однако в этом году пасхальный период оказался для производителей яиц провальным – многие фабрики не смогли на нем заработать, что является тревожным показателем для отрасли.
Как мы видим, производителям птицы и яиц на Северо-Западе есть что предложить мировому рынку. Еще одним их козырем является близость к портовым мощностям, позволяющая им снизить издержки на логистику.
«Почему экспортная перспектива есть именно у предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области, когда есть и более успешные в птицеводстве российские регионы? Потому что здесь есть ключевое преимущество – порт и развитая логистическая инфраструктура», – уверен Сергей Шабаев.
При всем при этом стоит отметить, что на птицеводческом рынке наблюдается риск его передела. В последнее время на нем активизировались процессы слияний и поглощений, а высокая кредитная нагрузка может привести к череде банкротств крупных предприятий. Примером этого может служить недавняя продажа Никитой Мельниковым птицефабрики «Синявинская» башкирскому агрохолдингу «Русгрэйн». Поэтому представителям власти необходимо постараться сохранить хрупкий баланс в отрасли, холя и лелея птицеводов, как курица – своих цыплят.
C 3 по 5 июня 2014 года в Москве состоялся 2-й ежегодный Форум Института Адама Смита «Агробизнес в России».
Форум открыл семинар «На пути к эффективному крупному сельскохозяйственному производству в России», где в течение всего дня Саймон Баутон, директор по сельскому хозяйству агрохолдинга «Трайгон Агри» (Trigon Agri), делился своим богатым практическим опытом с участниками семинара.
Споры о вреде употребления ГМО не утихают. В ответ на Постановление правительства N 839, принятого 23 сентября 2013, которое разрешило сеять генномодифицированные зерновые в России[1], в марте 2014 года группа депутатов Госдумы представила в правительство законопроект, запрещающий любое использование содержащих ГМО продуктов в России.