Фермерский продукт: продать и заработать

Опубликовано: 22 марта 2021

На фоне возросшего интереса к правильному питанию и здоровому образу жизни в Санкт-Петербурге и Ленинградской области отмечается высокий спрос на натуральную, качественную фермерскую продукцию. 

Основными потребителями фермерской продукции являются люди, следящие за своим здоровьем и качеством продуктов, которые они потребляют, а также потребители с высокими доходами, готовые платить более высокую цену за экологические/натуральные продукты питания.

Сколько производят фермеры

Доля малых форм сельхозпроизводителей Ленинградской области – К(Ф)Х и ИП – достаточно заметна в областном производстве. Ими производится около 16% регионального объёма овощей открытого грунта, 11% картофеля, до 3% молока. Причем, объёмы производства сельскохозяйственной продукции фермерами имеют тенденцию к росту: в среднем около 10% в год в отрасли растениеводства и около 15% в год в отрасли животноводства.

По оценкам экспертов, годовой объём реализации всей фермерской продукции в Ленинградской области в оптовых (отпускных) ценах составляет 4,7 млрд руб., в розничных ценах – 6,5 млрд руб. Реально, с учетом смешанной реализации, продажи составляют порядка 5 млрд рублей в год, то есть около 5% от общего объёма производства сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств Ленинградской области.

Согласно данным Комитета по АПК Ленинградской области, в регионе регулярно отчитываются о производстве продукции около 300 фермерских хозяйств. Реальное количество действующих фермеров выше, а зарегистрированных выше в разы. Из продукции растениеводства фермеры выращивают картофель и овощи. Большая часть фермеров занимается производством мяса всех видов (в основном, крупного рогатого скота и птицы) – 41% и молока – 34% (табл. 3 и рис. 1).

«Корова для бедных» или премиальный сегмент?

Опубликовано: 15 июня 2020

В России растет интерес к инвестициям в промышленное производство и переработку козьего молока.

Начиная с 2000-х годов, производство козьего молока в мире активизировалось, в основном, за счёт развитых стран. В настоящее время доля козьего молока в общем объёме потребления молока в России не достигает и 1%. Но инвесторы проявляют интерес к отрасли, особенно крупные.

Мировой рынок

В 2018 году в мире было произведено около 19 млн тонн козьего молока (с учётом производства молока в хозяйствах населения).

Основные страны-производители козьего молока – это развивающиеся страны Азии и Африки, страны Ближнего Востока. Мировым лидером по производству козьего молока является Индия – более 6 млн тонн. Для населения этих стран коза – это «корова для бедных», помогающая выжить.

В странах же Европы, США и Новой Зеландии распространено коммерческое производство козьего молока на современных индустриальных фермах, а молоко применяется для производства продуктов премиального сегмента.

Благодаря растущему спросу удельный вес козьего молока в объёме всех видов молока в мире растёт. В 2017 году он достиг 2,2%.

Фрукты и ягоды: российский рынок

Опубликовано: 05 февраля 2019

Ранее из ЕС в Россию завозили большие объемы фруктов и ягод, на десятки миллионов долларов. После введения санкций российские компании стали активно инвестировать в местное производство, чтобы покрыть возникший на рынке определенный дефицит. 

Санкции также послужили катализатором роста для иностранных поставщиков оборудования и технологий для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, и в частности для сектора фруктов. Данная статья подготовлена на основе исследования рынка фруктов и ягод в России, выполненного в 2018 года ООО «Русмаркетконсалтинг» для Посольства Королевства Нидерландов в Москве. 

Рынок ягод и фруктов

До введения эмбарго яблоки везли, в основном, из Польши (до 50%), землянику – из Греции, Турции. На несколько миллионов долларов импортировалось продукции и из Нидерландов. После введения санкций прямой импорт продовольствия из Нидерландов в Россию практически прекратился, резко выросла доля других стран-поставщиков, в том числе Сербии и Беларуси. Объем импорта яблок за период 2013-2017 гг. сократился на 48%, свежей земляники – на 18%, что связано с изменениями курсов валют и снижением доходов населения. По яблокам дополнительный фактор – рост объемов производства непосредственно в РФ и строительство современных хранилищ, позволивших сократить потери.

Перспективы выращивания и переработки рапса в Северо-Западном регионе России и в Ленинградской области

Опубликовано: 06 июня 2018

Для Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области нами была подготовлена презентация "Перспективы выращивания и переработки рапса в Северо-Западном регионе России и в Ленинградской области".

Овощи из теплиц:  куда растем?

Опубликовано: 21 августа 2017

 

Объем производства овощей закрытого грунта в сельскохозяйственных организациях России в 2016 году составил 814 тыс. тонн (+14% к 2015 г.). Основную часть по-прежнему составляют огурцы – 524 тыс. тонн (+10% к
2015 г.) и томаты – 250 тыс. тонн (+17,6% к 2015 г). Если огурцы почти полностью выращиваются в закрытом (защищенном) грунте, то томаты – только примерно на 60%.

 

На подъёме

Во времена перестройки значительная часть промышленных теплиц пришла в упадок. Низкая производительность и энергоэффективность, при одновременном росте цен на энергоносители, снижение дотаций, гиперинфляция, падение уровня жизни населения привели к проблемам в деятельности многих тепличных комбинатов.

После кризиса 2010-2012 годов, бурного роста импорта, сделавшего отечественное производство неконкурентоспособным, тепличный бизнес в России в 2013-2016 гг. пережил подъем – валовой сбор тепличных овощей увеличился на 42%.

Валовой сбор увеличился не только благодаря увеличению площади, но и росту урожайности.

Рост же урожайности является следствием ввода в эксплуатацию новых, современных теплиц с высокой урожайностью: по томатам около 50-60 кг/кв.м (без досвечивания), до 90 кг/кв.м с досвечиванием; по огурцам – 100-140 кг/кв. м (с досвечиванием). Урожайность тепличных овощей в России не самая низкая. Например, в Испании, крупном экспортёре овощей, она существенно ниже – но там и климат другой, и технологии отличаются.

 

Подкатегории