Напишите нам
agriconsult@yandex.ruПозвоните нам
+7 (812) 712-50-14По данным Росстата, вместимость хранилищ зерна (элеваторы, ХПП, ККЗ, мелькомбинаты, склады хозяйств) в РФ около 118 млн. тонн – формально это больше, чем прогнозируемые в 2013 году объемы сбора зерна (90 млн. тонн) и даже больше рекордного урожая 2008 года (108 млн. тонн). Но 66 млн. тонн общих мощностей приходится на емкости сельхозпроизводителей, 70% которых, в свою очередь, представляют собой склады и амбары, построенные в 50-70-х годах. В таких условиях невозможно качественное хранение, в частности, теряется 10-20% помещенного зерна. А индустриальные мощности (собственно элеваторные) сильно изношены.
По разным данным, износ элеваторного оборудования составляет до 70%, к тому же большинство элеваторов не отвечают современным логистическим и технологическим требованиям. В результате этого на таких предприятиях тариф на сушку и подработку зерна выше, чем на новых элеваторах. Дополнительная сложность – это то, что около 25% от имевшихся ранее объездных железнодорожных путей, на элеваторах и ХПП, на сегодняшний день не функционируют (по данным опроса 270 предприятий в рамках исследования ГК «Агриконсалт»).
В России не хватает современных мощностей для хранения зерна, что приводит к серьезным потерям урожая, высоким ценам за хранение и, соответственно, снижению рентабельности производства и сезонным колебаниям цен на внутреннем рынке. Кроме того, нехватка элеваторов и неразвитость логистической инфраструктуры сдерживают экспортный потенциал.
Учитывая, что на имеющихся мощностях складируют не только зерно, но и другие культуры (например подсолнечник), реально возможные объемы хранения снижаются до 60-70 млн. тонн. Возможные объемы экспорта около 20 млн. тонн несколько облегчают ситуацию за счет того, что регионы, ориентированные на экспорт, оперативно отгружают зерно.
Географическое положение регионов и неразвитость транспортной инфраструктуры обусловливают разность тенденций в данной сфере по стране. К примеру, отдаленность сибирских районов от портов и высокая стоимость железнодорожной перевозки стали основными причинами того, что практически все местные элеваторы ориентированы на хранение зерна интервенционного фонда.
Кстати, вследствие этого в данных регионах самая низкая стоимость хранения зерна, а регионы ЮФО ориентированы на экспорт, там проходимость зерна через хранилища выше и, соответственно, рентабельность тоже выше, следовательно, в этом регионе число вновь возводимых и модернизированных мощностей для хранения выше, чем в Сибири.
В регионах ЦФО большинство элеваторов и ХПП входят в состав холдингов, которые хранят зерно своих агропредприятий и также докупают «чужое» зерно для дальнейшей переработки в продукцию с добавленной стоимостью. В результате этого, например, Воронежская область является лидером данного округа по общему объему хранения зерна, но разместить на хранение зерно в данной области, как и в Белгородской области, очень сложно. А лидерами по количеству свободных мощностей в этом округе оказались Липецкая и Курская области.
По результатам исследования ГК «Агриконсалт», в августе 2013 года средняя стоимость хранения 1 тонны зерна в месяц составляла 95 руб., включая НДС 18% (или 78 руб/т в месяц без учета НДС). Стоимость дополнительных услуг, таких как сушка, подработка, очистка, дифференцируется в зависимости от региона и технологической оснащенности, часто именно данные услуги вносят значительный вклад в структуру выручки на элеваторах и ХПП.
Для улучшения текущей ситуации в отрасли в 2010 году Минсельхоз разработал ведомственную целевую программу «Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка». За 2 года ее реализации (2011-2012 гг.) планировалось увеличить мощности по подработке, хранению и перевалке зерна на 6,1 млн. тонн благодаря субсидированию инвесткредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию элеваторов. Также в рамках программы развития животноводства государством субсидируется строительство элеваторов и хранилищ в составе крупных инвестпроектов в животноводческий комплекс.
Результаты государственной поддержки, а также стремление агропредприятий снизить потери от сезонных колебаний цен на внутреннем рынке обусловили положительную тенденцию строительства новых и модернизации старых хранилищ.
Возводятся как мини-элеваторы, так и хранилища с большим объемом единовременного хранения зерна, например, в Тамбовской области построен элеватор на 240 тыс. тонн. Но, согласно базе данных инвестпроектов в РФ, разработанной ГК «Агриконсалт» в августе 2013 года, в большинстве случаев инвестиции ввиду затратности строительства и долгого срока окупаемости направлены на модернизацию оборудования и инфраструктуры хранилищ.
Андрей Голохвастов,
генеральный директор,
Данил Воропай,
менеджер по проектам