Закрыть

Рынок культивируемых грибов в России через несколько лет может насытиться шампиньонами местного производства

Согласно данным Росстата в 2017 году в России произведено 16 088 тонн культивируемых грибов, что на 66,2 % больше, чем в 2016 году (9 682 тонны).

Рис. 1. Динамика объемов производства культивируемых грибов в 2010- 2017 гг., тонн

Источник: Источник: ООО «Агриконсалт» на основании данных  ФСГС РФ

Следует отметить, что «Школа грибоводства» оценивает общий объем выращенных грибов в 2017 году свыше 30 тыс. тонн. Среди всех культивируемых грибов в России, шампиньоны являются самыми популярными. Эксперты отрасли оценивают их долю в производстве около 79%.

Рис. 2. Структура производства культивируемых грибов по видам в РФ

Источник: ООО «Агриконсалт» на основании данных  «Школа грибоводства», 2018 год

Рост производства в 2017 году связан с выходом на проектные мощности действующих производителей и запуском новых комплексов. Наиболее крупные из них:

  • тепличный комплекс компании «Грибная радуга» (Курская обл.), мощность первой очереди 4 тыс. тонн,
  • ООО «Русский Гриб» (Краснодарский край), мощность производства 6,4 тыс. тонн,
  • ТК «Зеленая линия» (Краснодарский край), мощность производства 6,5 тыс. тонн.

Небольшие фермы открылись под Рязанью, в Калининградской и Ярославской областях.

ИМПОРТ

Российский рынок шампиньонов традиционно являлся импортозависимым. Основным поставщиком шампиньонов на рынок России до 2014 года была Польша (до 98% всего импорта свежих шампиньонов).

Рост внутреннего производства шампиньонов, введение санкций и девальвация рубля привели к сокращению объемов импорта свежих шампиньонов, который по итогам 2017 года сократился почти в 3 раза относительно объёма 2013 года (в натуральном выражении).

Рис. 3. Объемы импортных поставок свежих шампиньонов в натуральном и денежном выражении в 2013-2017 гг.

Источник: обработка ООО «Агриконсалт»  данных ФТС РФ

Введение продовольственного эмбарго повлияло на смену структуры импорта свежих шампиньонов ещё в 2014 году (см. рис. 4):

  • остановился импорт из стран ЕС: Польши, Литвы, Нидерландов,
  • основная часть поставок грибов приходится на Беларусь.

Рис. 4. Структура импорта свежих шампиньонов по странам происхождения в 2013 и в 2017 гг.

2013 год 2017 год

Источник: обработка ООО «Агриконсалт»  данных ФТС РФ

ЕМКОСТЬ РОССИЙСКОГО РЫНКА ШАМПИНЬОНОВ

Емкость рынка свежих шампиньонов в 2017 году оценивается в размере 45,7 тыс. тонн.

Прогнозы участников рынка и экспертов отрасли относительно емкости рынка свежих шампиньонов в перспективе совпадают. При существенном росте отечественного производства шампиньонов и последующим за этим снижением цены на них, вероятно, что ёмкость рынка свежих шампиньонов может вернуться к уровню 2013 года – до 76 тыс. тонн, и даже вырасти относительно ёмкости 2013 года.

По оценкам экспертов «Школы грибоводства», в перспективе ёмкость российского рынка шампиньонов может составить около 170-180 тыс. тонн с учетом спроса со стороны HoReCa на замороженные и консервированные шампиньоны в объеме около 100 тыс. тонн в год. Замороженные и консервированные грибы могут производиться из шампиньона отечественного производства.

КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА И РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ

С 2016 года российская грибная индустрия перешла в стадию активного роста.

Введение продовольственного эмбарго (продолжающееся ужесточение антироссийских санкций) способствует развитию государством курса на импортозамещение и поддержку  сельхозтоваропроизводителей.  Девальвация  рубля привела к росту цен на импортные свежие шампиньоны. Совокупность данных факторов способствовала  росту интереса инвесторов к данному бизнесу.

На данный момент в стране функционирует 11 основных производителей шампиньонов общей мощностью производства более 26 тыс. тонн шампиньонов в год.

На момент подготовки исследования заявлен целый ряд инвестиционных проектов в сфере грибоводства:

  • новые проекты по выращиванию шампиньонов общей мощностью 137,1 тыс. тонн,
  • увеличение мощностей действующих комплексов по выращиванию шампиньонов на 17,6 тыс. тонн.

При этом следует иметь в виду, что не все действующие и новые предприятия останутся на рынке, в результате влияния различных факторов:

  • уход небольших предприятий в связи с ужесточением конкуренции на фоне прихода крупных игроков;
  • ошибки в ведении бизнеса (управленческие, технологические, в т. ч. в связи с нехваткой обученных кадров);
  • перепрофилирование предприятий, например, на выращивание экзотических грибов и пр.

 

Юлия Москалева
ООО «Агриконсалт»

06.06.2018